Когда думаешь об автомобилях, первое, что приходит на ум, это мотор, колеса, кузов… Но современные автомобили стали настоящими компьютерами на колесах. И когда компания General Motors решила обезопасить цепочку поставок для своих электромобилей, они не стали исключением.
Да, они решили заключить сделку с GlobalFoundries на производство чипов, чтобы не попасть в передрягу из-за нехватки микросхем. Выходит, теперь, чтобы починить свой автомобиль, вам необходимо не только мастер-ключ от гаража, но и программистские навыки.
А что, если вы «перепрошьете» автомобиль вместо того, чтобы его починить?
И представьте, какой это ад для дяди Васи из провинции, который еле-еле научился заправлять автомобиль бензином, и теперь вдруг ему нужно будет погружаться в мир кода и чипов. Да, так, чтобы он тебе не только свечи поменял, но и микросхему прошил.
«А где здесь кнопка ‘Включить двигатель’?» — спрашивает дядя Вася, глядя на поле из бинарного кода на экране.
Но не будем забывать, что это — прогресс! Нельзя оставаться в прошлом. Скоро, наверное, вместо ключа от автомобиля будет необходим палец с функцией Touch ID или даже распознавания лица.
И тогда ворам придется не только подкладывать провод к мозгам охранных систем, но и майнить биткоины для раскодировки машины.
Но вернемся к General Motors и их стремлению обезопасить цепочку поставок. Да, из-за нехватки микросхем все автопроизводители испытывают неприятности. Вот как-то один автопроизводитель закончил машины производить, но не смог их продать из-за отсутствия чипов. Теперь на их заводе стоит 100500 новеньких автомобилей, их сотрудники устроили настоящий матч по футболу, гоняя мяч между машинами.
Правда, несколько экземпляров было выпущено с серийным браком — вместо включения автопилота они только играют дискотечную музыку.
И закон о чипах и науке в США тоже порадовал. Закон с такими инвестициями может стать настоящим спасением для автопроизводителей и других компаний, испытывающих проблемы с поставкой микросхем. Но если власти не будут следить, чтобы эти деньги не ушли на «авторитетные исследования по влиянию чипов на внешний вид электронных устройств», то закон может превратиться в более сложную версию шутки про «идущие в никуда» миллиарды.
GM также решила обеспечить себя литием для своих электромобилей. Когда они объявили, что первая фаза производства лития будет доступна исключительно для них, дилеры других марок автомобилей начали пугать своих клиентов: «Вы хотите лишь почётиться в литием?
Только в нашем автосалоне вы найдете настоящее литиевое богатство!»
Все эти мероприятия находятся в контексте стремительного развития автомобильной промышленности, которая все больше становится индустрией высоких технологий. Остается только посочувствовать тем автолюбителям, которые считают, что у современных автомобилей слишком много электроники. Теперь им придется либо привыкнуть к новой реальности, либо вернуться к конной повозке.
А с другой стороны, может, конные повозки тоже начнут оснащать комфортными сиденьями и информационно-развлекательными системами? Ведь век технологий!