Грузовики и автобусы, эти крупные транспортные средства, поражают своими огромными задними осями. Когда ты видишь такой грузовик, и у тебя возникает вопрос «А это ему чтобы летаать?», то уже можно понять, что размеры осей зашкаливают.
Казалось бы, зачем такие огромные размеры? Ведь легковому автомобилю и без этого непросто пробиться в утреннюю пробку, а грузовику еще и с такой задачей справляться.
Давай разберемся, почему грузовики и автобусы имеют такие массивные задние оси. Все дело в планетарных редукторах. Эти звери механики внутри оси разделяют крутящий момент между дифференциалом и планетарными передачами.
Суть в том, что крутящий момент не поступает на одну шестеренку, как в обычных автомобилях, а равномерно распределяется среди многих. Таким образом, крутящий момент делится на все «планеты» этого механического созвездия, что позволяет грузовикам справляться с тяжелыми грузами и перевозить грузы на большие расстояния.
Известно, что планетарный редуктор получил такое название, потому что он напоминает солнечную систему.
Внутри грузовой оси есть «солнце» и «планеты», которые вращаются вокруг него. Вот только в солнечной системе планеты не делят между собой крутящий момент, а грузовики и автобусы в этом плане гораздо скромнее.
Ну а по поводу уровня сложности и количество шестеренок в планетарном редукторе, то это, конечно, не для слабонервных. Представьте, что вы сидите за рулем грузовика, и перед вами целая галактика шестеренок, которые отвечают за передачу крутящего момента.
Вы включили заднюю передачу, и весь этот механический космос начинает работать, разделяя крутящий момент на все «планеты» и «солнце». Но в итоге, благодаря этой сложной системе, грузовики и автобусы могут перевозить те самые тяжелые грузы и не падают в обморок при попытках.
Есть у меня знакомый шофер грузовика, который обожает рассказывать анекдоты про свою огромную заднюю ось. Вот один из его любимых:
— Почему грузовик с планетарным редуктором всегда в центре внимания?
— Потому что у него всегда есть своя заслуженная «солнечная система»!
Этот шутник шутит не зря, ведь грузовики с планетарными редукторами действительно заслуживают особого внимания. И если вы когда-нибудь столкнетесь с вопросом, почему у грузовика такая огромная задняя ось, то помните, что внутри этой оси кипит целая механическая вселенная, где раскачивается крутящий момент, разделяясь на множество «планет» и «солнышек».